О становлении системы антимонопольного регулирования страхового рынка в России
Экономика и жизнь,
20 апреля 1997 г.
Конкуренция еще не стала аксиомой 1436 просмотров
Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации (ГАК РФ) в своей деятельности по регулированию монополистических тенденций и недопущению недобросовестной конкуренции на страховом рынке использует нормы действующего в России с 1991 года Закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” (в редакции от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ). Также следует помнить, что эти функции основываются и на статье 31 Закона “О страховании”.
Своеобразие сферы страхованиия подразумевает в силу недостаточной развитости национального рынка более жесткий государственный контроль за долей отдельной компании на рынке. Причем рассматриваться должно положение не в целом, а по конкретным видам страхования. Кроме того, сейчас является актуальной работа по определению географических границ деятельности страховщиков. Необходимы действенный контроль за соглашениями страховщиков, ограничивающими конкуренцию на определенном сегменте рынка, и реальные инструменты воздействия на изменения юридического статуса страховщиков, ущемляющие интересы клиентов. Наиболее важным в этой сфере является система контроля за соглашениями между компаниями в виде страхового пула. Подобные специфические объединения являются неотъемлемой частью развитого рынка, и, по нашему мнению, к ним недопустимо применение традиционной методики запрета монополистических соглашений. В промышленно развитых странах принята практика котировок страховых премий и тарифов союзами страховщиков. Зачастую соглашения в этой области основаны на совместных исследованиях. Ведь любое неверное определение тарифа в конечном счете негативно скажется на клиентах. Важным моментом в деятельности ГАК России является антимонопольный контроль за слиянием, поглощением, учреждением и реорганизацией страховщиков, а также за созданием их ассоциаций. К сожалению, потенциал ныне действующих союзов страховщиков используется явно недостаточно в части нормализации обстановки на рынке и создания здоровой конкурентной среды. Характерной чертой нынешнего состояния рынка стала высокая степень его концентрации как по доле страховой премии, собираемой крупнейшими компаниями, так и по территориальному признаку. К примеру, из ста самых крупных компаний сорок четыре находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Вместе с тем в целом ряде регионов зарегистрировано всего по четыре-пять страховщиков, причем зачастую узкоспециализированных. Низкими темпами развиваются перестраховочные компании, что отнюдь не способствует установлению нормальной конкурентной среды в этом секторе бизнеса. В некоторых субъектах Федерации такие компании просто отсутствуют, что резко ограничивает возможности местных страховщиков по принятию крупных рисков, а в конечном итоге снижает конкурентоспособность отечественных компаний. Рынок обязательного медицинского страхования (ОМС) является самым монополизированным, и поэтому развитие этого социально значимого вида страхования сдерживается. В ряде регионов деятельность территориальных фондов ОМС и страховых медицинских организаций связана с серьезными нарушениями. Подобные проблемы существуют в Москве, Московской, Владимирской, Волгоградской, Амурской областях. Московский областной фонд ОМС при заключении договоров со страховыми компаниями в одностороннем порядке принял ничем не обоснованное решение об установлении минимального количества в пять тысяч застрахованных и тем самым закрыл доступ на рынок начинающим компаниям. Типичными стали нарушения антимонопольного законодательства, связанные с соглашениями органов исполнительной власти и страховыми компаниями о совместном проведении страхования арендуемого государственного имущества. Распоряжением Госкомимущества № 1903-р от 28.12.95 “О страховании имущества, передаваемого в аренду” установлена процедура конкурсного отбора. Все-таки администрация Твери в 1996 году постановлением № 1594 утвердила временное положение “О порядке сдачи в аренду нежилых помещений и сооружений муниципальной собственности”, которым обязала арендаторов пользоваться услугами исключительно страховой компании “Виктория”. В адрес администрации Твери было направлено соответствующее предписание территориального управления ГАК России, и вскоре нарушение устранили. Аналогичные случаи были выявлены в 1996 году еще в двадцати регионах России. Основной для формирования системы антимонопольного контроля за финансовыми рынками, в том числе и страховым, должен стать закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг”. Его проект находится сейчас на рассмотрении в Госдуме. Значение этого документа трудно переоценить: в нем предусмотрен целый ряд конкретных направлений антимонопольного регулирования, определены базовые принципы контроля за субъектами рынка и полномочия государственных органов. Принятие этого закона позволит укрепить основы добросовестной конкуренции, которая пока не стала аксиомой для страхового рынка.
В.ПОЛТАВЦЕВ, начальник отдела антимонопольного контроля за страховыми рынками ГАК России, Ю.БОНДАРЕВА, член рабочей группы развития антимонопольного законодательства Государственной Думы
Вся пресса за 20 апреля 1997 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Антимонопольная политика
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 января 2025 г.
Как страховая отрасль может взять на себя ведущую роль в обеспечении устойчивости к изменению климата
|
|
МК в Туле, 24 января 2025 г.
Тулякам напомнили, как проверить ОСАГО по номеру автомобиля
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 января 2025 г.
Будущее под защитой: как работает накопительное страхование жизни
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
Владельцы старых автомобилей стали чаще покупать добровольную страховку
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 января 2025 г.
Регулятор финансовых услуг Великобритании обещает не ужесточать правила для страховщиков
|
|
ФедералПресс, 24 января 2025 г.
В Чечне создадут структуру по борьбе с мошенничеством в сфере ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 января 2025 г.
Страховщики США поддерживают законопроект об управлении лесами после лесных пожаров
|
|
Коммерсантъ, 24 января 2025 г.
Сгорел торгцентр — гори и полис
|
|
Известия онлайн, 24 января 2025 г.
В России могут расширить возможности оформления ДТП без ГИБДД
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
«Исключит долгосрочные риски для транспортной отрасли». Эксперты оценили предложение снизить штрафы для таксопарков
|
23 января 2025 г.
|
|
Вечерняя Москва, 23 января 2025 г.
Водителям напомнили, как проверить ОСАГО по номеру автомобиля
|
|
Петербургский дневник, 23 января 2025 г.
Паспорт здоровья: как ОМС помогает петербуржцам предотвращать болезни
|
|
ТАСС, 23 января 2025 г.
Иванов: расходы из-за ЧП с мазутом должны нести страховщики
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 23 января 2025 г.
РСА объяснил необходимость расширения тарифного коридора
|
|
Portnews, 23 января 2025 г.
Индия допустила еще одну российскую компанию на рынок страхования нефтетанкеров
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Страховые компании Китая будут инвестировать 30% премий в китайские компании - власти
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Суд продлил приостановление корпоративных прав кипрского владельца «АльфаСтрахования»
|
 Остальные материалы за 23 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|